"Сын Отечества" как будто сомневается, что в политике Совета Рабочих Депутатов воплощаются принципы международной социал-демократии. Если не наши принципы, то чьи же? Может быть, принципы российского "субъективизма", представленные редакцией "Сына Отечества"?
Г. Пешехонов, вошедший в подновленную редакцию "Сына Отечества", вероятно с чувством полного удовлетворения вспоминает ту оценку, какую он давал еще недавно политической роли пролетариата.
В N 8 "Русского Богатства" за 1898 год, г. Пешехонов*250 обвинял нас в том, что мы открыли революционный пролетариат путем фантастических "теоретических построений".
"Таким путем, - писал г. Пешехонов, - не только был найден и выделен в качестве чего-то обособленного (!) класс городских рабочих, но и придано ему несравненно большее значение, нежели он и по своей численности, и по своей активности (sic!) имеет в русской действительности... Жизнь очень часто, - поучал нас субъективист, - не оправдывает теоретических построений"...
Вот именно! - Так несколько лет тому назад гг. социалисты-революционеры стремились излечить русскую интеллигенцию от веры в революционную силу пролетариата. А теперь, когда пролетариат завладел всем революционным полем и призвал к порядку всех "субъективных" фантазеров, политически-проницательные социалисты-революционеры считают своим долгом взять под свою защиту Совет Рабочих Депутатов против наших дезорганизаторских намерений.
"Социал-демократы, - пишет "Сын Отечества" по поводу статьи т. Мартынова*251, - готовы в порыве ослепления партийностью подкопаться под источник этой силы, либо поглотив "Совет", либо "сделав его излишним". Но рабочие слишком хорошо понимают реальные интересы дела, слишком хорошо понимают, кому на пользу пойдут неизбежные расколы; и те, кто попытается принести интересы дела в жертву узко понятому партийному интересу, только оттолкнут от себя рабочих. Не играйте с огнем, господа!"*252.
Чтоб читатель мог ориентироваться в вопросе, приведем следующие строки из затронутой статьи т. Мартынова:
"Настаивать на немедленном голосовании программы Советом значило бы сознательно или бессознательно стремиться к расколу и разрушению этой организации, которая в самое короткое время успела оказать огромные услуги революции. Но такая тактика была бы преступна, и, несмотря на свою видимую принципиальность, она меньше всего соответствует духу революционной социал-демократии и взглядам наших великих учителей. Вспомним, какой тактики придерживался Маркс в Интернационале.Нет такой цели, которая могла бы оправдать с точки зрения марксизма хотя бы временную дезорганизацию революционных сил, а такой дезорганизацией была бы несомненно тактика, направленная к расколу Совета Рабочих Депутатов, когда мы не имеем возможности немедленно заменить его столь же сильной пролетарской организацией".
Надеемся, что из этого сопоставления всякий убедится в неуместности тех полемических приемов, от которых нас так любезно предостерегал на днях "Сын Отечества".
*250 Пешехонов (родился в 1867 г.) - видный политический деятель. Был исключен из Тверской духовной семинарии, как политически неблагонадежный. Несколько раз арестовывался и ссылался по этапу. В 1908 г., будучи заведующим полтавской земской статистикой, был сослан по распоряжению министра внутренних дел Горемыкина. С 1909 г. начал активно сотрудничать в "Русском Богатстве", где вел отдел внутреннего обозрения. В 1903 г. после образования "Союза Освобождения" Пешехонов входит в его состав и становится лидером его левого крыла. Когда осенью 1905 г. из "Союза Освобождения" выделилась партия кадетов, Пешехонов отказался в нее войти. Накануне бойни 9 января Пешехонов был в числе депутации от интеллигенции, шедшей к Витте и Святополк-Мирскому с требованием избежать кровопролития. С 1906 г. Пешехонов является одним из основателей и главных руководителей партии "Народных Социалистов", занявшей среднюю позицию между кадетами и эсерами. После февральской революции 1917 г. Пешехонов входит в состав коалиционного министерства, заняв пост министра продовольствия.
*251 Мартынов - старый работник российской социал-демократии. Начал свою политическую деятельность народовольцем. В конце 90-х годов Мартынов возглавлял вместе с Кричевским заграничный союз русской социал-демократии и орган последнего "Рабочее Дело", защищавший "экономистов". После раскола в социал-демократии в 1903 г. Мартынов становится одним из видных вождей меньшевистского крыла партии. Вместе с Мартовым и Аксельродом Мартынов в течение полутора десятилетий был теоретиком меньшевизма. В годы войны и после-февральские дни Мартынов вместе с Мартовым защищает "централистскую" позицию. В последние годы Мартынов эволюционировал влево и XII съездом РКП был принят в ряды нашей партии.
*252 Статья Мартынова "Крестьянский вопрос и революция" была помещена в "Начале", N 7, от 20/3 ноября 1905 г.